11.07.2025
°C
4
$ 77.9
€ 91.5

В Алтайском крае построили второй участок дороги с применением золы-уноса Барнаульской ТЭЦ-3

ТехникаРемонт автомобильной дороги «Станция Калманка – Черёмное» в Алтайском крае проводится с применением золы-уноса Барнаульской ТЭЦ-3. Использование золы при ремонте дорог стало ключевой темой выездного дня качества, который состоялся непосредственно на объекте. После технического совета его участники наглядно увидели, как зола-уноса применяется для укрепления грунта при строительстве автомобильной дороги.

Зола-уноса в строительстве дорог — уже реальность

Выездной день качества прошёл при участии дорожников Алтайского края и Новосибирской области, экспертов Алтайского государственного технического университета им И.И. Ползунова, представителей отраслевых организаций.

Интересы СГК представил руководитель проекта дирекции по реализации золошлаковых материалов Сергей Голиков. В своём выступлении он напомнил о распоряжении правительства РФ №1557-р и утверждённом комплексном плане по повышению объёмов утилизации золошлаковых отходов V класса опасности.

В одном из пунктов данного документа говорится о строительстве дорог в Алтайском крае с применением золошлаковых материалов, в том числе золы-уноса.

Руководитель дорожных проектов СГК напомнил и об указе президента РФ №309, который предполагает применение 25% отходов производства и вторичных ресурсов до 2030 года.

Сергей Голиков привёл конкретные примеры применения золы-уноса в строительстве автомобильных дорог. По его словам, в ближайшее время должен зайти в государственную экспертизу Восточный обход Новосибирска, где предполагается применение 179 тысяч кубических метров золошлаков новосибирских ТЭЦ.

При строительстве Южного транзита Новосибирска планируется применить 1,5 млн куб. метров золошлаков.

Северный обход Омска предполагает применение 840 тысяч куб. метров золошлаков. Работы должны стартовать в сентябре этого года.

Сергей Валентинович пояснил, что на участке дороги «Станция Калманка – Черёмное» укрепление основания производится с применением комплексного минерального вяжущего — цемента и золы-уноса:

«У нас уже был подобный эксперимент на участке дороги «Павловск – Топчиха» в 2023 году. На предыдущем объекте были определённые нюансы. Здесь мы поменяли технологию — увеличили объём воды для улучшения гидратации вяжущего, что позволяет нам ожидать более хорошие результаты. Надеюсь, что данный участок послужит стартером более объёмного применения золы-уноса в строительстве автомобильных дорог Алтайского края».

Голиков добавил, что широкое применение золы-уноса в строительстве дорог станет большим прорывом и в экологическом аспекте, поскольку она будет отправляться не на отвалы, а пойдёт в полезное дело.

Ещё один немаловажный плюс касается экономики. На сегодняшний день тонна цемента в среднем стоит 9000 рублей, зола-уноса — 600 рублей. Эти цифры сами за себя говорят об очевидной выгоде для дорожников.

Заручились поддержкой учёных

Заведующий кафедрой строительных материалов и автомобильных дорог Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова, доктор технических наук, профессор Геннадий Овчаренко также высказался в пользу применения золы-уноса при строительстве дорог.

По словам эксперта, это полностью подтверждают лабораторные исследования, которые проводятся с начала 80-х годов прошлого века.

«Мы видим, что основание дороги укреплено смесью золы и цемента. По ней уже ходят большегрузные машины и никаких проблем это не вызывает», — отметил Геннадий Овчаренко.

Учёный заострил внимание, что в данном случае речь идёт о высококальциевой золе, которая образуется при сжигании канско-ачинских углей.

Он подчеркнул, что эту золу уже внедрили в производство железобетонных изделий и ряд других строительных материалов. Никаких нареканий по этому поводу не возникает.

Геннадий Иванович добавил, что с дороги, которую строят с применением золы-уноса, ещё предстоит взять опытные образцы. Представитель технического вуза выразил уверенность, что результаты окажутся положительными.

Начальник КГКУ «Алтайавтодор» Василий Мотуз также поделился своим мнением об использовании золы-уноса в строительстве дорог:

«Наукой лабораторный эффект применения золы-уноса доказан, теперь мы применяем её на практике. Смешивая золу с цементом, укрепляем грунт, при этом меньше тратим щебёночных материалов, соответственно, имеем положительный экономический эффект».

Василий Орестович добавил, что на отдельных участках применяется разная дозировка цемента и золы. Цель — достичь оптимального состава.

Доктор технических наук, профессор кафедры «Строительные материалы и автомобильные дороги» Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова Василий Свиридов рассказал о возможностях применения золошлаковых материалов на автомобильной дороге Алейск – Буканское в контексте решения вопроса о ликвидации оврагообразования.

В частности, учёный отметил, что технический вуз разработал более 10 вариантов ликвидации оврага и организации сброса паводковых вод.

«Алтайавтодор» на текущий момент рассматривает три варианта. Самый надёжный и менее затратный из них предполагает засыпку оврага золошлаковой смесью.

Эксперты сошлись во мнении, что тема применения золошлаковых материалов в строительстве автомобильных дорог будет набирать популярность уже в ближайшей перспективе. Интерес к этому имеют все стороны. 

Окончательные выводы о возможности более масштабного применения золы-уноса можно будет сделать в сентябре-октябре — после подведения итогов научных исследований.


Мы в популярных социальных сетях